О полномочиях Роспотребнадзора в сфере ЖКХ
1 августа 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 242-ФЗ), которым среди прочего был внесен ряд изменений в положения ЖК РФ, касающихся распределения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений.
Конкретный порядок осуществления органами государственного жилищного надзора регионального государственного жилищного надзора устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федераций, на которое также возложена функция по координации деятельности, органов исполнительной власти - субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор.
Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013г. № 493 утверждено Положение о государственном жилищном надзоре, которое устанавливает требования к организации и проведению государственного жилищного надзора. Положение о Службе государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области утверждено постановлением Правительства Иркутской области 13 апреля 2012 года № 216, при этом Служба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по региональному надзору.
Кроме того в соответствии с п. 161 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г № 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, вопросы, указанные в статье 20ЖК РФ и в Положении, связанные с действиями организаций, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами, относятся к компетенции уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Так как вопросы предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (включая, в том числе, все вопросы, касающиеся состава и порядка доведения до граждан – потребителей услуг ЖКХ необходимой информации о них) нормами ЖК РФ отнесены к вопросам в области жилищных отношений, регулируемых положениями жилищного законодательства, а статья 8 ЖК РФ говорит о приоритете именно норм ЖК РФ, т.е. проверка соблюдения связанных с этим обязательных требований является компетенцией органов государственного жилищного надзора.
В соответствии с Положением, Служба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному и строительному надзору.
Вместе с тем, материалы проверок, проведенных органами государственного жилищного надзора, в силу соответствующих положений пункта 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут служить поводами к возбуждению должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Иркутской области (применительно к полномочиям, установленным КоАП РФ) дел об административных правонарушениях (ч. 1, 2 ст. 14.4, ч. 1 ст. 14.5, ч. 1, 2 ст. 14.6, ст. 14.7, ч. 1,2 ст. 14.8 КоАП РФ), если они содержат достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (часть 3 статьи 28.1 КоАП РФ), а также по вопросам соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований жилищного законодательства, регулирующего, в частности, правоотношения с участием граждан по вопросу предоставления им коммунальных услуг, могут рассматриваться Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области как возможное основание для реализации таких функций, как:
- обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей коммунальных услуг (подпункт 7 пункта 4 статьи 40, статья 46 Закона N 2300-1, статья 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации);
- вступление в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей коммунальных услуг, по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 40 Закона № 2300-1, статья 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь вышеизложенным Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Усолье- Сибирское и Усольском районе считает необходимым, в очередной раз, довести до граждан Иркутской области существующие положения, в целях адресного обращения по вопросам несоблюдения требований жилищного законодательства (Служба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А).
-
15:14, 03 сентября 2014 г.
5294