Актуальные вопросы защиты прав потребителей при оказании бытовых услуг
Тема защиты прав потребителей при оказании бытовых услуг, всегда является актуальной. Рассмотрим наиболее частые вопросы, с которыми потребители обращаются в Консультационный пункт по защите прав потребителей г. Усолье-Сибирское и Усольского района.
ВОПРОС: сломался холодильник, нашел в газете объявление «Мастер по ремонту холодильников», обратился, приехал мастер, отремонтировал, однако спустя две недели холодильник снова сломался. На связь мастер выходить со мной перестал. На руках имеется только бумага, написанная от руки мастером с его именем, номером телефона и стоимостью произведенного ремонта. Что делать? Куда обращаться?
ОТВЕТ: к сожалению, это достаточно распространенная ситуация. Зачастую, такие мастера из объявлений в газетах или на просторах интернета оказывают услуги без оформления юридического лица или регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Обращаясь к мастерам из газет или интернета, необходимо осознавать и оценивать риски, т.к. никаких данных вам не предоставляют, таких как ИНН, ОГРН, юридический адрес, адрес фактического местонахождения, осуществления деятельности, даже ФИО. Соответственно, найти такого мастера для привлечения к ответственности, практически не представляется возможным. В первую очередь, мы призываем всех потребителей быть бдительными и обращаться только в надежные, проверенные организации, которые предоставляют всю необходимую информацию о себе, выдают квитанции, чеки, акты выполненных работ, гарантийные талоны. Кроме риска потерять деньги, оплаченные за ремонт, вы рискуете попасться в руки преступников, которые под видом мастеров, проникая в квартиры потребителей, могут завладеть и иным имуществом. В случае если вы все-таки попались на уловки недобросовестных мастеров – необходимо обратиться с заявлением в полицию.
ВОПРОС: обратилась в мастерскую по ремонту бытовой техники в связи с поломкой стиральной машины. После проведения диагностики, мне сообщили, что ремонт будет стоить 2 000 рублей, а также стоимость неисправной детали составляет 1 000 рублей. Я согласилась, подписав заказ-наряд. Машинку отремонтировали, все исправно. Однако уже после проведенного ремонта, я увидела, что стоимость детали в магазине составляет 500 рублей. Я обратилась в мастерскую, с требованием вернуть мне разницу стоимости детали. Однако мне отказали. Правомерен ли отказ в данном случае?
ОТВЕТ: в Законе «О защите прав потребителей» нет нормы, которая бы позволяла потребовать разницу в стоимости товара у исполнителя (мастерской) и в магазине. Исполнитель обязан проинформировать потребителя о стоимости диагностики, ремонта, деталей и т.д. До проведения ремонта потребитель может приобрести деталь самостоятельно, не обязательно у исполнителя, а в любой торговой точке. Исполнитель не может обязать потребителя приобретать детали исключительно у него. Но потребовать разницу в стоимости детали после проведенного ремонта по причине нахождения детали дешевле – нельзя. Таким образом, отказ в возврате разницы в стоимости правомерен.
ВОПРОС: вышел из строя телевизор, в связи с чем, я обратился в сервис по ремонту. Телевизор привез в сервис самостоятельно. После ремонта мне позвонили и сообщили, что телевизор отремонтировали, и я могу приехать забрать его. Однако когда я приехал, то обнаружил, что на задней части телевизора образовалась трещина, которой раньше не было. В сервисе утверждают, что к ним телевизор поступил уже с трещиной. Как быть в такой ситуации? Какие требования можно предъявить сервису?
ОТВЕТ: первое, что необходимо сделать при передаче техники в ремонт – это потребовать составления акта приема-передачи, в котором фиксируется внешний вид товара: наличие потертостей, царапин, сколов; а также комплектация товара, наличие упаковки и т.д. Составленный акт позволит обезопасить себя от возможных споров в случае обнаружения каких-либо повреждений товара. В случае если таковой акт отсутствует - остается ссылаться на свидетельские показания.
Согласно ст. 35 «Закона о Защите прав потребителей», в случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества и по желанию потребителя изготовить изделие из однородного материала (вещи) в разумный срок, а при отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного качества - возместить потребителю двукратную цену утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем.
В данном случае необходимо написать письменную претензию исполнителю с выше указанным требованием, к претензии приложить копии всех документов, подтверждающих, что товар был поврежден исполнителем. В случае, если исполнитель ответит на претензию отказом – потребитель имеет право обратиться в суд.
ВОПРОС: появилась течь в трубе холодного водоснабжения, вызвал мастера. Мастер сказал, что неисправен кран перекрытия холодной воды. Я согласился на ремонт. После окончания работ, я обнаружил, что мастер поменял кран не только холодной воды, но и горячей, объяснив это тем, что второй кран тоже давно уже пора менять. Соответственно, оплачивать мне пришлось за оба крана. Правомерно ли что мастер взял с меня оплату за оба крана, хотя я просил поменять только один?
ОТВЕТ: в соответствии со ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», исполнитель, не вправе без получения согласия потребителя выполнять дополнительные работы (оказывать дополнительные услуги) за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.
По вопросам защиты прав потребителей можно обратиться: г. Усолье-Сибирское, ул. Ленина, 73, каб. №6, тел.: 8(39543) 6-79-24, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Консультационный пункт по защите прав потребителей филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в городе Усолье-Сибирское, Усольском, Черемховском и Аларском районах
-
13:08, 16 мая 2023 г.
345