Судебная защита потребителя
Право каждого гражданина на судебную защиту гарантировано Конституцией Российской Федерации. Потребитель товаров и услуг, права которого нарушены, имеет право обратиться в суд с исковым заявлением о защите своих прав.
Необходимость подать исковое заявление о защите прав потребителя возникает в случае, когда нарушены права гражданина при заказе, приобретении или использовании им товаров (работ, услуг) и нарушенные права не восстановлены во внесудебном порядке.
Существует определенный порядок подачи исковых заявлений о защите прав потребителей.
В какой суд подавать иск?
Дела по искам о защите прав потребителей подведомственны судам общей юрисдикции – районным (городским) судам и мировым судьям.
В зависимости от цены иска дела о защите прав потребителей могут быть подсудны мировому судье - при цене иска, не превышающей 100 тысяч рублей; районному или городскому суду - при цене иска, превышающей 100 тысяч рублей.
Также районными (городскими) судами рассматриваются иски о защите неимущественных прав потребителей, например – обязать устранить недостатки ранее выполненной работы, а также требования о компенсации морального вреда.
Кроме того, существует территориальная подсудность, которая определяет конкретный суд, в котором подлежит рассмотрению спор - судебные участки мировых судей. Узнать номер и адрес мирового судебного участка можно на сайтах районных судов. Согласно ст.17 Закона «О защите прав потребителей» иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца(потребителя) по месту:
- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
- жительства или пребывания истца (потребителя);
- заключения или исполнения договора;
- нахождения филиала или представительства организации.
В какие сроки потребителю нужно обращаться в суд?
К потребительским спорам применяется общий срок исковой давности, составляющий три года с того момента, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Таким образом, исковое заявление следует подавать до истечения вышеуказанного трехлетнего срока.
Государственная пошлина – нужно ли платить?
Истцы по искам о защите прав потребителей освобождаются от уплаты государственной пошлины, если цена иска не превышает один миллион рублей.
Обязательное досудебное урегулирование споров.
Целесообразно до обращения в суд направить продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному предпринимателю, импортеру) претензию об устранении нарушений прав потребителя, чтобы в последующем иметь возможность взыскать штраф за отказ в удовлетворении законной претензии. Однако есть сферы, в которых предъявление досудебной претензии является обязательным. В таких случаях нельзя сразу подавать заявление в суд, иск вернут или оставят без рассмотрения.
В частности, претензионный порядок разрешения спора необходимо соблюсти в случае спора с оператором связи, вытекающего из договора об оказании услуг связи. Так же подача претензии обязательна и в случае спора в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза.
Если у потребителя возник спор с финансовой организацией, то потребителю в обязательном порядке необходимо обратиться в адрес финансовой организации с письменной претензией. В случае если обращение потребителя с претензией в финансовую организацию, нарушившую его права, оставлено без удовлетворения, то перед обращением в суд потребителю необходимо будет обратиться в адрес Уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг. При несогласии с решением финансового уполномоченного потребитель вправе обратиться в суд в течение 30 дней со дня принятия этого решения.
Подайте исковое заявление в суд и дождитесь решения суда.
В зависимости от обстоятельств, суд может возвратить иск или оставить его без движения. Если суд возвращает исковое заявление, Вам необходимо устранить недостатки, которые указаны в определении о возврате иска. После устранения обстоятельств, препятствующих принятию иска, Вы имеете право подать его снова.
При оставлении иска без движения суд выносит мотивированное определение, в котором указывает основания для оставления искового заявления без движения и срок, в течение которого истец должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения. Если Вы не устранили обстоятельства, указанные в этом определении, то исковое заявление и прилагаемые к нему документы возвращают Вам в порядке, установленном ст. 135 ГПК РФ.
Информация подготовлена специалистами
отделения защиты прав потребителей –
консультационного центра
НАШИ КОНТАКТЫ:
г. Иркутск, ул. Трилиссера 51, каб. 113
тел.: 8 (395-2) 22-23-88,
г. Иркутск, Пушкина 8, каб. 408
тел.: 8 (395-2) 63-66-22,
е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
-
13:56, 22 марта 2024 г.
136