Собачье дело. Как в Усолье содержат безнадзорных животных?
Специальный репортаж
Несколько лет назад Рекс вернулся домой после прогулки, а в квартиру, расположенную в одном из домов по улице Стопани, его не пустили. Семья, в которой он вырос, переехала в Шелехов без питомца. Новым жильцам чужой пес не нужен. Сердобольные соседи подкармливают собаку и запускают его в подъезд на ночь. Таких Рексов в Усолье – сотни. Сбиваясь в стаи, они представляют реальную угрозу для случайных прохожих.
Кто отлавливает?
9 января специалисты городской администрации заключили контракт с ООО «Пять звезд» на отлов и содержание безнадзорных животных. В электронном аукционе участвовали три компании. Победила та, которая предложила меньшую цену на свои услуги: отлов одного животного с видеофиксацией – 4200 рублей, стерилизация или кастрация – 4700 рублей.
– Цена контракта 5 миллионов 612 тысяч рублей. На эту сумму можно поймать, стерилизовать, подержать месяц в приюте и выпустить в тот района города, из которого забрали, 560 собак, но платим мы только за фактически оказанные услуги, – рассказала нашей газете консультант отдела по благоустройству и экологии комитета по городскому хозяйству администрации города Ольга Коршунова. – По мониторингу, который мы проводили в мае вместе с ветеринарной службой, в городе было 954 безнадзорных собаки. Столько животных мы увидели во дворах и садоводствах. Считали только тех, у кого нет «сережек» на ушах. Когда животное отлавливают, его вакцинируют, стерилизуют, содержат в приюте 21 день и выпускают туда, откуда взяли. В прошлые годы на «сережках» писали номер личного дела собаки, в котором записано, где и когда его отловили, когда стерилизовали и выпустили. В 2022 году, согласно изменениям в законодательство, собак стали чипировать. Это тот же самый номер личного дела, только занесенный под кожу. Считать его может сотрудник ветеринарной службы специальным оборудованием. Проводя мониторинг, мы столкнулись с тем, что «сережки» собакам вешают и зоозащитники, чтобы пометить своих подопечных. У них нет ни номера, ни чипа. И они не все стерилизованы.
Заключая муниципальный контракт на отлов безнадзорных животных, мы каждый рабочий день посылаем подрядчику заявки усольчан с указанием места, где в течение трех дней следует отловить собак. Заявки записываем в электронный журнал. Регулярно проводим проверки и в приюте, где животные содержатся три недели, и выезжаем на места, откуда их забирали. Чужих собак там не видели. Претензий к подрядчику пока нет.
Как их содержат?
26 января вместе со специалистами городской администрации и ветеринарной службы в приюте для безнадзорных животных ООО «Пять звезд», расположенном в районе Большой базы, побывали представители Общественной палаты города во главе с председателем комиссии по ЖКХ Михаилом Яриным. Экскурсию им провел руководитель компании Александр Солдатов.
На улице в несколько рядов установлены деревянные вольеры, застеленные соломой. В них стоят будки и по две миски: с сухим кормом и снегом. У больших собак кучки снега сложены рядом с будкой. Зимой, когда вода замерзает, безнадзорные собаки «пьют» снег. На каждом вольере табличка с номером.
– Перед вашим приходом всю информацию с табличек стерли, – заявила общественникам женщина, представившаяся волонтером. Проверяющих больше интересовали документы и условия содержания. Они полистали личные карты учета животных. В каждой указан номер чипа и приложены фотографии операции по стерилизации. Проводятся они в отдельном помещении профессиональными ветеринарами. После операции и во время лечения животные находятся в теплых вольерах.
В приюте сейчас находится около 300 собак. Проверяющие просили показать тех, что отловлены в Усолье. А. Солдатов находил в реестре животное, говорил номер вольера. Представитель ветеринарной службы считывал чип специальным устройством. По номеру в журнале находили информацию по собаке: где, в каком районе отловлена, сколько дней уже живет в приюте. Мы даже сверили фото с оригиналом: все сходится.
– Вы проверьте собаку, которая сидит вот в этом вольере. У нее нет чипа. Она тут находится уже больше года. Ее не возвращают в привычное место обитания, – настаивала женщина, называвшая себя волонтером.
– Я не полезу к ней в будку, она там рычит, – заглянул в вольер ветеринар со считывателем чипов.
– Чипы стали устанавливать только в 2022 году, – напомнил Александр Солдатов. – Собака живет у нас дольше. Ее не удалось пока социализировать. Вы сами видите: она прячется от незнакомых людей и проявляет агрессию. Именно по этой причине мы держим ее в приюте и не выпускаем на улицу.
– Как вы можете доказать, что собака стерилизована? – интересовались общественники.
– В личном деле каждой собаки есть фотография шва, сделанная сразу после операции, – пояснил владелец приюта. – Можете сделать УЗИ, если вам этого недостаточно.
– Зачем выпускаете в Усолье собак, пойманных в других городах?
– Мы фиксируем свои действия на видеокамеру. Снимаем, как отлавливаем собак. Каждую фотографируем. Потом ведем съемки, когда собак выпускаем. На записях видно, что это одни и те же животные. Материалы предоставляем сотрудникам городской администрации, которые контролируют выполнение контракта, – ответил Александр Солдатов.
Кто попадает в приют?
Волонтер Ирина Семёнова ездит в собачий приют «Пять звезд» семь месяцев. Она гуляет с животными и пристраивает их в семьи. Рассказывает массу поучительных историй:
– Однажды работники приюта по заявке администрации отловили стаю собак в лесополосе около железной дороги. Среди дворняжек была овчарка. Мы выставили ее фото в социальные сети. Хозяева нашлись. Они кричали: «Вы не имеете права забирать в приют нашу собаку, которую мы просто выпустили в лес побегать!».
Сейчас в приюте есть щенок овчарки, у него ухо одно еще не встало. Не удивлюсь, что его тоже просто погулять выпустили. После вакцинации будем искать хозяев.
Здесь, посмотрите, у нас живет алабай. Его хозяева продали дом вместе с собакой. Новых владельцев пес не принял, и от него отказались.
А вот Вега – метис немецкой овчарки. Ее взяли в приют под мою ответственность. Я живу в Тельме. 11 января на полях «Железнодорожника» увидела большое черное пятно. Собака сидела в сугробе и не хотела уходить с этого места. Видимо, ждала, когда за ней вернутся хозяева. Люди ее подкармливали. 15 января по моей просьбе Вегу отловили. Сама с работниками ездила. Видела, как это происходит. Никаких петель и веревок. Кинули в нее дротик с препаратом, который сделал собаку сонной. Положили на одеяло и поместили в переноску.
Как решить проблему бродячих собак?
Практика показывает, что безнадзорных животных на улицах Усолья меньше не становится. Поэтому решили на первом в этом году заседании Общественной палаты 2 марта рассмотреть вопрос «Об организации в городе работы по отлову и содержанию безнадзорных животных и эффективности использования финансовых средств, выделяемых на эти цели». Предварительно провести мониторинги ситуации.
В кулуарах общественники обсуждают обязательное чипирование всех домашних животных и введение наказания владельцам, которые бросают своих питомцев или отпускают на самовыгул.
Чипирование на Усольской станции по борьбе с болезнями животных стоит сегодня 500 рублей. Пока услуга эта не пользуется повышенным спросом, поэтому чипов в наличии немного.
Про наказание хочется рассказать один случай. В январе 2022 года, в самый морозный вечер, ангарчане около ДК «Современник» обнаружили привязанную таксу. Собака оказалась породистой, с клеймом питомника. По нему зоозащитники нашли владельцев животного. Ими оказались иркутяне. С виду благополучная и обеспеченная семья. Они не стали отрицать, что отвезли таксу в Ангарск, чтобы она не нашла дорогу домой. Причину своего поступка объяснили просто: мы ждем ребенка. Им за жестокое обращение с животным ничего не было. Таксе нашли новый дом и любящих, очень терпеливых хозяев. Так что дело тут не в чипах, а в людях.
Галина ЛЕМЗЯКОВА.
Фото автора.
Подписи
- Волонтер Ирина Семёнова и Вега.
- За январь ООО «Пять звезд» отловило в Усолье 44 собаки (по данным на 27 января).
-
14:31, 16 марта 2023 г.
419