Светлана Павидис: Не бойтесь рисковать!
5 февраля отметила свой первый юбилей, пятилетие, Общественная палата Усолья. Почти два года работает ее второй состав, избранный в 2018 году. О том, чем занимаются общественники, руководит которыми Алексей Горбов, какие проблемы поднимают и пытаются решить по мере своих возможностей и полномочий, регулярно рассказывает наша газета. Практически все члены палаты – известные в городе люди, в том числе и секретарь Светлана Павидис. Надо сказать, что Общественная палата – не единственное объединение, в которое входит гостья наших «Усольских встреч». Начало положила работа в городском женсовете, затем – в городском родительском комитете, в городском Совете ветеранов, а сейчас – в Общественной палате.
Общественники – люди активные
- Жизнь у нас одна, и жить интересно и познавательно - столько возможностей попробовать что-то новое. Хочется многое знать, учиться чему-то, и я вступаю в разные сообщества, изучаю различные публикации в Интернете,слушаю вебинары по педагогике, интересуюсь политическими событиями, - признается моя собеседница. - Общественная палата, как я понимаю, это союз всех общественных формирований Усолья, институт гражданского общества. Меня интересовало, как это проявляется в нашем городе. Как многие, раньше я, например, не задумывалась, что может волновать инвалидов. Теперь, после встречи с ними, знаю, какие у них есть проблемы, и как их надо решать. Мы стараемся поднимать злободневные на данный момент вопросы. Возникают и конфликтные ситуации – может, мы еще не научились находить правильные пути и бежим впереди паровоза. Но ведь мы не чиновники, нам хочется все сделать быстрее. Мы стараемся идти на личный контакт, а нам говорят: «Пишите официальное письмо». Чиновникам не нравится, когда мы обращаем их внимание на какие-то недостатки, хоть мы и стараемся донести свое мнение максимально корректно и дипломатично. И люди у нас в Общественной палате активные, которые не хотят ждать, когда наверху начнут решать тот или иной вопрос. Думаю, иногда надо рисковать, быть немного авантюристами, чтобы менять жизнь, не дожидаясь указаний сверху.
Как старейший член Общественной палаты, Светлана Владимировна вела ее первое заседание и активно включилась в работу сразу двух комиссий – социальной и ЖКХ. Когда встала проблема с секретарем, взялась и за это дело, умело выстроила и структурировала всю работу палаты. Сама она отмечает, что с социальной комиссией все было более-менее понятно, поэтому больше ее волновало жилищно-коммунальное хозяйство: благоустройство города, комфортная городская среда, дороги, освещение. И работа в комиссии не прошла даром – наша героиня поняла, насколько серьезны коммунальные вопросы, и сходу решить их невозможно, уяснила принципы работы проектов и программ ЖКХ.
Школа для родителей
Работа в Общественной палате помогла усольчанке расширить круг информации и знаний, которые необходимо донести до городского родительского комитета – его С. Павидис возглавляет с 2009 года. Далеко не все родители понимают свои права и обязанности, и этому тоже нужно учить. Председатель родительского комитета города знакомит председателей школьных родительских комитетов с руководителями различных ведомств, которые рассказывают о своей деятельности, проводят практические занятия.
- Это учеба председателей и организация их работы, - объясняет Светлана Владимировна. – Общественно-государственное управление школами у нас еще не отработано, разобраться в нем непросто. Кто-то создает управляющие советы, кто-то – школьные родительские комитеты, в структуру которых входят советы отцов, школьная дума, классные родительские комитеты. Где-то во главе стоит попечительский совет. На встречах мы объясняем структуру общественно-государственного управления, родители делятся опытом.
Душа лежала к науке
Но не только благодаря такой общественной активности нашу героиню знает, наверное, половина Усолья. Многие помнят ее как учителя, директора школы, а затем и заведующую гороно. Хотя работать в школе она вовсе не собиралась – душа лежала к науке. А вот школьные учителя видели свою выпускницу секретарем горкома ВЛКСМ и уговаривали поступить на исторический факультет ИГУ. Выросла наша героиня в Усть-Куте. Она успевала по всем предметам и окончила школу с серебряной медалью. Играла в ансамбле на гитаре, и в школьном театре, пела, читала со сцены стихи, увлекалась баскетболом, два года была секретарем школьной комсомольской организации и членом горкома комсомола. При этом очень любила физику и поступила после 11 класса в Иркутский государственный университет на направление «Физика народного хозяйства».
- Мы, студенты-дипломники, первыми осваивали плазмотрон (техническое устройство, генератор плазмы – прим. автора), он был только в городе Фрязино Московской области и у нас, - рассказывает С. Павидис. – В 1973 году с помощью спектрального анализа мы определяли наличие микроэлементов в продуктах. Учиться было невероятно интересно, и я хотела посвятить себя науке.
Но вмешалась судьба – на танцах в «политехе», где учились подруги, Светлана познакомилась со студентом из Усолья Алюком Павидисом, вышла замуж и приехала в наш город. Родился старший сын Игорь, и доучиваться маме-студентке пришлось долго: брала академический отпуск, переводилась на вечернее отделение, потом снова на дневное, а во время подготовки дипломной работы жила у однокурсницы иркутянки, оставив сына на попечении мужа и свекрови. О своей второй маме моя собеседница отзывается очень хорошо – та всегда приходила на помощь и поддерживала невестку. Муж строил свою карьеру, пройдя путь от слесаря завода горного оборудования до главного технолога, а жена – свою.
«Страшные» ученики
Простившись с мыслью о занятиях наукой и сделав выбор в пользу семьи, в 1973 году выпускница вуза вышла на работу в школу № 17 учителем физики, которых тогда не хватало.
- Нагрузка огромная, старшие классы, здоровенные парни-десятиклассники – я так стеснялась, робела, краснела, - улыбается Светлана Владимировна. – Меня всегда спасала завуч Раиса Владимировна Сидорова – прибежит и задаст им взбучку, чтобы успокоились. Очень трудное время было, мне кажется, я все время в каком-то полубессознательном состоянии находилась и очень боялась своих учеников.
Через полгода родился младший сын Максим, и вернулась в школу учитель только осенью 75-го. И лишь тогда полностью окунулась в работу, совмещая преподавание и классное руководство. Особенно запомнился второй выпуск – большой, дружный, интересный класс. Треть – дети коллег-педагогов, да еще и учителей физики, что накладывало особую ответственность. С этими ребятами классный руководитель часто ходила в походы и объездила весь Байкал.
А потом колесо судьбы завертелось. Сначала Светлану Владимировну назначили заместителем директора по воспитательной работе, через некоторое время, в 1981 году – руководителем школы № 17. По мнению педагога, «сделали» ее как директора два человека – Нонна Пашкова и Элеонора Казачёк.
Авантюристы меняют мир
Прошло шесть лет – и новое назначение: заведующей гороно. Этот период нашей героине вспоминается как самый яркий и насыщенный событиями, множеством нововведений. В стране началась реформа образования, которую долго обсуждали, но приняли. Усольские же преобразования начались с создания психологической службы. Первой о готовности переучиться заявила Галина Переверзева, учитель начальных классов школы № 17.
Педагоги ездили на учебу в Москву, Томск, Ленинград, Кишинёв, в Германию, в Иркутск. Продолжая числиться учителями, работали психологами. За два года в Усолье появилась сильная психолого-педагогическая служба. В 1990 году Усолье и Ангарск первыми провели конкурсы профессионального мастерства «Учитель года» (в нашем городе победила Г. Переверзева). Только с 1992 года конкурс стал областным, и опытом его проведения делились усольчане.
- Я не боялась изменений, чувствовала, что перемены нужны, - говорит С. Павидис. – Это было трудное перестроечное время, нелегкое и для нас, но мы почувствовали свободу в творчестве и созидали. Хочешь обучиться методике Эльконина-Давыдова – пожалуйста, программе Занкова – пожалуйста! Мечтаете о классе Монтессори – давайте откроем! Закрылся учебно-производственный комбинат, и с идеей создания лицея пришел Юрий Николаевич Рябов. Страшновато было: не высоко ли замахнулись? Но получилось. И разрезать ленту на открытии лицея доверили мне. Потом появились гимназии, первая и девятая. Мы были настоящими авантюристами! Надо отдать должное, мэр города Леонид Петрович Белобородов нас поддерживал.
С огромным трудом открыли в 1992 году на месте магазина школу № 14, о которой давно просили родители района за линией. Начальная школа получилась домашней и уютной. О закрытии ее и педагогических классов в гимназии № 1 С. Павидис говорит сегодня с болью. Если бы велся набор в педклассы, вопрос нехватки кадров в школах и детских садах сегодня бы не стоял. Выпускников педкласса 90-х первой гимназии пединститут ежегодно ждал.
В 90-е годы внезапно появилось много детей-сирот. Доставляли с улиц одного за другим, и выход виделся только в открытии приюта. Взялась за это дело Мария Зорина. Ребятишек привозили со всех ближних городов, часто без документов. Искали спонсоров, чтобы создать более-менее приемлемые условия для них, одеть и накормить. В самый сложный перестроечный период Усолье стало экспериментальной площадкой сразу по трем направлениям: социальная педагогика и психология, дифференцированное обучение и внеклассная воспитательная работа. К нам приезжали педагоги со всей области за опытом. И в 1995 году после обобщения опыта работы С. Павидис присвоили звание «Заслуженный учитель РФ».
Время перемен для нее закончилось в 1997 году. С 1 января, без всякого предупреждения и согласия, местная власть решила реорганизовать отдел. Светлана Владимировна не согласилась с этим и была уволена с должности заведующей гороно. Самыми тяжелыми стали два последующих года. В Центре занятости работу ей не нашли и досрочно оформили пенсию. Прийти в себя помогла йога, приходит она на выручку и сейчас. После инсульта мамы дочь перевезла в Усолье родителей и ухаживала за ними до их ухода из жизни. Пошли внуки - их у С. Павидис пятеро, и бабушка с радостью делится с ними советами и опытом, а они наполняют ее жизнь радостью и счастьем. Для них и последующих поколений ей хочется составить историю семьи, разобрать семейные архивы и систематизировать их. А коллегам напомнить, как творили в период перестройки, и написать воспоминания.
Каждый день нашей героини расписан. Если же где-то вдруг образуется пробел, да еще и телефон молчит, начинает казаться, что жизнь закончилась. Светлана Владимировна охотно соглашается на любые предложения: выступить с лекцией, стать членом жюри конкурса, поучаствовать в проверке. Жизнь продолжается…
Инна ПРОКОПЕНКО.
Фото из архива С. Павидис.
-
16:28, 10 февраля 2020 г.
637