Как в моногороде работают, ездят и растут
На ноябрьском заседании Общественной палаты города было немало гостей. Кроме Почетных граждан Леонида Иванова и Владимира Саловарова, которые не просто постоянно присутствуют, но и помогают в работе, были представители Молодежного парламента, Совета молодых учителей, руководители частных компаний маршрутных перевозок пассажиров. И в ходе обсуждения вопросов повестки возникал живой обмен мнениями, что особенно ценно, ведь мы – представители общественных организаций города, и только с поддержкой усольчан можем добиться успеха в решении проблемных вопросов. А 21 ноября обсуждались действительно злободневные темы.
Условия изменились, проекты остановили
В докладе председателя комитета экономического развития администрации города Ирины Трофимовой «Об итогах работы администрации города в рамках ТОСЭР и о реализации мероприятий программы комплексного развития моногорода» на заседании Общественной палаты информация о том, что три(!) резидента территории опережающего развития приостановили по своей инициативе реализацию инвестиционных проектов, вряд ли вызвала оптимизм у кого-либо из присутствующих.
- В связи с изменившимися рыночными условиями, - кратко пояснила общественникам И. Трофимова. – Все три предприятия планируют заниматься производством мебели.
Ну, а из 14 предприятий, получивших статус резидента ТОСЭР, семь уже выпускают продукцию, создано 413 новых рабочих мест, освоено 252 миллиона инвестиций в основной капитал.
Безусловно, членов Общественной палаты особо интересовало, как продвигается реализация проекта по созданию технологического комплекса по производству фармацевтических субстанций и готовых лекарств ООО «Фармасинтез-Хеми».
- Завершены работы по четвертому этапу проектирования завода по производству готовых лекарственных форм, определены требования к обеспечению будущего предприятия тепло-, водо-, электросетями. Проводится подбор подрядчика на выполнение инженерно-геологических изысканий, - рассказала докладчик.
Мэр города Максим Торопкин добавил, что в администрации Усолья есть уже заявление на проведение общественных обсуждений о возможном вреде на окружающую среду от строительства объектов Фармасинтеза. Кстати, по словам градоначальника, у самих инициаторов этого проекта есть опасения по поводу превышения ПДК вредных веществ в пробах, отобранных на территории нашего города экспертами Росприроднадзора. И, тем не менее, ООО «Фармасинтез-Хеми» никуда не делось, активно участвует в жизни Усолья, при его финансовой поддержке стало возможным осуществление интересных проектов к 350-летию города. А недавно из Франции пришло оборудование для усольского завода. Сейчас оно проходит опытные испытания на иркутском предприятии компании.
На заседании палаты общественники подняли вопрос о состоянии дороги по улице Трактовой, где располагается производство первого резидента ТОРа - ООО «СмартСинтез». Выделить деньги на ее ремонт обещали еще полтора года назад.
- Мы составили смету расходов, на восстановление этой дороги необходимо 40 миллионов рублей. Понятно, что из городского бюджета мы не сможем выделить столько средств. Можно включить эту дорогу в программу «Безопасные и качественные дороги». В следующем году по ней мы планируем отремонтировать 10 автодорог на 230 миллионов рублей из федерального и областного бюджетов. Дорога по улице Трактовой включена в программу на 2023-2024 годы. Думаю, что целесообразнее пойти другим путем. Резидент ТОСЭР может обратиться за поддержкой в Фонд моногородов, сделав проект за свой счет. Именно так делает Фармасинтез, - отметил Максим Торопкин. – Кстати, сейчас аналогичная ситуация с дорогой по улице Бурлова, где строит свой цех другой резидент – ООО «Фабрика мороженого СМК».
В настоящее время администрация города ведет работу с несколькими потенциальными резидентами ТОСЭР. Идет подбор земельных участков для компании «Росатом», для химического и металлургического производств. Возможно, к концу года порадует усольчан своей продукцией наша фабрика мороженого.
Мы встретились в маршрутке
Только стало известно, что жилищно-коммунальная комиссия Общественной палаты города будет мониторить работу маршруток, как проявился большой интерес к этому вопросу и со стороны маршрутчиков, и даже депутатов Думы города. Что уж говорить, маршрутчики и таксисты в нашем городе – бойцы невидимого фронта. Практически каждый пользуется их услугами, но в публичном пространстве их деятельность не обсуждается. Как будто по негласному договору, типа, возят, и на том спасибо!
И правда – спасибо, ведь мобильные частники охватили такие улицы, по которым не колесили муниципальные автобусы. И в то же время они носятся параллельно трамвайным путям, увозя пассажиров из-под носа муниципалов. А уж каких только раритетов ни увидишь на маршрутах! Порою садишься и только об одном молишься: доехать бы, не развалилось бы это чудо японского автопрома прошлого столетия прямо на дороге! Маршрутки и грязные бывают, и прокуренные, и с дырявыми обшивками сидений. И мы сами нарушаем все правила, набиваясь в них сверх всякой нормы в часы пик.
В городе действуют три частных маршрута. № 6 «Магазин «Ангара» - 2 участок – магазин «Ангара», протяженность 16,8 км. Перевозки осуществляет ИП Сливка В.Б., договор пассажирских перевозок с администрацией города заключен 30 декабря 2015 года, завершается он 31 декабря 2020 года, деятельность лицензирована. Семь-девять транспортных средств малого класса работают с интервалом движения в пять минут, после 18 часов интервал 13 минут. В справке, предоставленной администрацией города, начало и окончание работы не отмечено.
Зато ИП Барабаш С.Г., действующее на маршруте № 22С, «Кристалл» – проспект Космонавтов – «Кристалл», протяженностью 18,8 км, предоставило время работы: с 6 часов 30 минут до 20 часов 40 минут. В зависимости от пассажиропотока интервал движения от шести до 30 минут. Деятельность лицензирована, договор с администрацией также действует до 31 декабря 2020 года.
Самый молодой маршрут № 1 «Городская больница – ж/д вокзал – городская больница», протяженностью 18 км, свидетельство на осуществление перевозок ИП Оськин И.А. действует до 20 апреля 2023 года, лицензия имеется. Ежедневно 11 единиц транспорта возят пассажиров с интервалом шесть-семь минут.
Отвечая на вопросы общественников, докладчик Егор Бондарчук, начальник отдела по жизнеобеспечению города, сообщил, что письменных жалоб на работу маршруток в администрацию практически не поступает. Правда, мэр города Максим Торопкин поспешил добавить, что на встречах, приемах граждан все же жалобы случаются. А вот что увидели члены комиссии по ЖКХ Общественной палаты, выйдя на проверку. Ни на одном остановочном пункте нет расписания движения и интервалов. Иногда на маршруте бывает машин больше, чем заявлено, случается, что маршрут «обрезается», то есть не на все остановки заходит. Не радует и ситуация с медосмотрами. Некоторые водители не могут даже указать места, где «проходили» освидетельствование» перед началом работы, а послерейсового практически не соблюдает никто.
Ясно, что первый опыт мониторинга дал неполную картину, но даже он вызвал в городе живой интерес, впервые присоединиться к общественникам пожелали депутаты Думы. Были в ходе проверок курьезы, когда в течение часа по одному из маршрутов не появилось ни одной единицы транспорта, зато по телефону нам сообщили, в каком дворе они скучковались и ждали окончания рейда.
Два руководителя, маршрутов № 1 и № 22С, пришли на заседание, им предоставили слово. И услышали вполне обоснованные претензии.
- Проверять нас желающие есть, - заявил Сергей Барабаш. – А не хотели бы вы помочь? Часто к нашим остановкам не подъехать. Например, после ночного снегопада на улице Куйбышева столкнулись сразу пять машин! В Иркутске ночью вышел спецтранспорт на очистку, а у нас не дождешься. Ангарск компенсирует из бюджета материальные потери за поездки в вечернее время. А с нас требуют возить по одному-два пассажира себе в убыток, о компенсации мы и мечтать не можем.
- Проверять частников вы готовы, - подчеркнул Иван Оськин. – А почему муниципальный транспорт не проверяете? Они такие же перевозчики.
Общественники согласились с тем, что и дороги у нас не вовремя чистят и подсыпают, и решили включить в план проверки муниципального перевозчика. И сделать мониторинг безопасности перевозок пассажиров периодическим, чтобы добиться изменений к лучшему. А органу администрации города, уполномоченному контролировать эту сферу жизнедеятельности, почаще руководствоваться Положением об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в г. Усолье-Сибирском, которое мэр города утвердил 4.02.2019 года за № 227. Кстати, там регламентировано и создание комиссии, призванной осуществлять контроль. Однако, как выяснилось на заседании, квалифицированно и качественно выполнять его со стороны того же комитета по городскому хозяйству должным образом некому. Один специалист отдела по жизнеобеспечению города в состоянии охватить лишь 50 процентов этих функций. Нужны сотрудники, которые будут отвечать только за работу транспорта.
Большие планы по этому поводу и у мэра города. В конце следующего года, когда истекут сроки договоров перевозок на двух маршрутах, в конкурсные условия будут включены требования, чтобы транспорт был не старше семи лет, с кондиционерами в летнее время, электронными табло. Правда, перевозчики скептически отнеслись к тому, что кто-то пойдет на такие условия. Но мэр полон оптимизма.
Молодым куда у нас дорога?
Вот только не надо говорить, что наша молодежь спит и видит, как бы уехать из города. Как показало обсуждение вопроса повестки «Об осуществлении молодежной политики в городе Усолье-Сибирском», немало юношей и девушек остаются в родных пенатах. И есть даже такие, кто приезжает к нам работать и жить.
К сожалению, на вопрос о том, сколько же молодежи проживает в Усолье, Ольга Тютрина, начальник отдела спорта и молодежной политики администрации города, не смогла дать ответа. Желательно было услышать, и как они обеспечены работой, сколько обучаются в вузах и колледжах, техникумах, чем увлекаются, какие есть неформальные интересы.
Мы получили подробную информацию по направлениям деятельности власти города с молодыми горожанами, реализации муниципальной программы «Молодежная политика» на 2019-2024 годы. И хотя главными задачами ее названы «качественное развитие потенциала и воспитание молодежи, сокращение масштабов немедицинского потребления наркотических и психотропных веществ, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков и существенное снижение спроса на них», в докладе не были упомянуты проблемные явления, не проанализирован их масштаб и пути решения. А ведь именно проблемы требуют помощи от общественности.
Председатель социальной комиссии ОП Валерий Харченко сообщил, что, готовясь к заседанию, комиссии рассмотрела вопросы работы с молодыми специалистами в бюджетной сфере. И рекомендовала активизировать работу по наставничеству в учреждениях образования города, предоставлять молодым педагогам информацию о формировании кадрового резерва и перспективах карьерного роста, а также создать Совет молодых специалистов-медиков.
Присутствовавшие в заседании члены Молодежного парламента города участвовали в дискуссии, особенно ребят задело замечание председателя городского Совета ветеранов Сергея Строилова о том, что мало внимания уделяется адресной конкретной помощи ветеранам. Они рассказали о работе «Волонтеров Победы», первый заместитель мэра Людмила Панькова сообщила о том, что уже начата работа по подготовке к празднованию 75-летия Победы. Видимо, осталось привлечь к подготовке самих ветеранов.
В 2019 году это было последнее заседание. Но работа Общественной палаты, комиссий продолжается. В ближайших планах – заседание городского круглого стола по проблемам питания детей в образовательных учреждениях города.
Обсуждая работу в уходящем году, общественники пришли к выводу о необходимости создания в Общественной палате комиссии по экологии.
Марина ПЕРЕВАЛОВА, Лариса ВОЛОШИНА, члены президиума Общественной палаты города.
-
09:46, 05 февраля 2020 г.
570