Общественной палате в ответе не откажешь
В зону внимания Общественной палаты города муниципальный предприятия попадают не в первый раз. В ноябре прошлого года вопрос об их финансово-экономической деятельности уже рассматривался. Тогда общественников сразило громадье планов по развитию различных направлений деятельности одного из МУПов. А вот на заседании 19 сентября члены палаты были поражены письменными отказами как руководителей предприятий, так и мэра города в предоставлении информации об их финансово-экономической деятельности. Хотя устно от диалога с общественниками никто их них не отказывался. От чего прятались начальники, прикрываясь Федеральным законом « О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»?
Позицию Общественной палаты четко обозначил ее председатель Алексей Горбов:
- Нас интересует, как живут муниципальные предприятия? Есть ли позитивные изменения в их работе? – подчеркнул Алексей Валерьевич. – С какими проблемами сегодня они сталкиваются и как их решают?
Очень подробно о ситуации в МУПах рассказал мэр города Максим Торопкин:
- Каждое предприятие дотационное, каждое несет свою социальную ответственность. Чтобы сохранить в городе Электроавтотранс, Сервисный центр, столовую №7 прежде всего нужна финансовая поддержка. Взять деньги нам неоткуда, - отметил Максим Викторович. – До конца года нужно 24 миллиона рублей, чтобы закрыть их долги и начать нормально работать.
Нельзя не отметить, что кроме формы собственности, растущих долгов и убытков муниципальные предприятия Усолья похожи друг на друга частой сменяемостью первых руководителей. И месяца не прошло как на пост заступил третий за последние полгода директор МУП ПО «Электроавтотранс» Лев Луканин. В этом году начали руководить МУП «Сервисный центр» и «Столовая №7» Аркадий Гаврилюк и Алена Кузьмина.
В своем выступлении перед членами Общественной палаты мэр города старался с разных сторон представить деятельность трех МУПов. Например,если работа городского кладбища приносит Сервисному центру плюс, то тянет вниз управление многоквартирными домами, где собираемость платежей за содержание и ремонт жилья – 60-70 процентов. А если к этому добавить аварийное состояние жилого фонда, то перспектив на прибыльность в этой сфере и вовсе не остается.
-Благодаря технике, приобретенной на выделенные из городского бюджета средства, Сервисный центр начал немного зарабатывать на выполнении небольших контрактов, - сказал М. Торопкин. – Однако в крупных, где необходима предоплата, предприятие участвовать не может, потому что счет арестован. Участвовать в полномасштабной очистке улиц не можем, так как не хватает техники.
В штате МУП «Сервисный центр» сегодня 19 работников и 18 подрядчиков. Средняя зарплата составляет 24 тысячи рублей. Дебиторская задолженность – 9 миллионов рублей, в прошлом году было 7 миллионов рублей.
С приходом нового директора в МУП «Столовая №7» ситуация здесь начала стабилизироваться, появилась тенденция по сокращению долгов. На предприятии трудится 100 человек.
- На собственные средства мы провели реконструкцию. Материально-техническая база была настолько изношена, что пришлось приобретать новое оборудование, - рассказала Алена Кузьмина. – Надеюсь, благодаря этим мерам, улучшится качество приготавливаемых нами блюд.
Две стороны деятельности отметил М. Торопкин и у МУП ПО «Электроавтотранс». Есть доходы от работы трампарка и только убытки от автотранспортного цеха.
- Из 26 автобусов на линию регулярно выставляются четыре. На междугородний рейс мы можем выставить только один ПАЗ и одну Газель. Хотя заявок к нам на коммерческие перевозки поступает много,- признался Л. Луканин. – Фармасинтез сделала заказ на перевозку 56 своих сотрудников в течение всего года, а нам не на чем… Надо срочно покупать новые автобусы. Если будем покупать по 2 автобуса в год, сделаем проект на трамвайное кольцо до «Ангары», то тогда сразу получим эффект.
По мнению Льва Михайловича, повышение стоимости проезда в мае прошлого года кардинально не помогло предприятию, потому что неизменной осталась цена на проездные билеты. Кстати, он считает, что без изменения тарифной политики предприятию, на котором сегодня трудятся 304 человека, не выжить. А это значит, что неизбежным в ближайшее время может стать повышение цены проезда в трамвае и автобусе, возможно, до 23 рублей.
На заседании Общественной палаты в ноябре недоумение у членов вызвало появление в структуре транспортного предприятия появление строительного цеха. 19 сентября новый директор сказал, что теперь непрофильными работами никто не занимается, а 30 сотрудников уволились. И стало не хватать квалифицированных работников по профилю. Нет начальника в автотранспортном цехе, не хватает водителей, кондукторов, токарей.
Надо сказать, что красной нитью через все рассмотрение вопроса о финансово- хозяйственной деятельности МУПов прошла мысль о том, что их ни в коем случае не надо хоронить, закрывать, банкротить. А делать их деятельность открытой для общественности, людей, всем вместе искать новые формы работы и пути развития. Как можно активнее подключать к решению их финансовых проблем губернатора, правительство Иркутской области, председателя Законодательного Собрания региона Сергея Сокола, направив им письма и обращения.
Марина Перевалова, Лариса Волошина, Члены президиума Общественной палаты
-
09:44, 05 февраля 2020 г.
509