ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ
Рассмотрение обращений и личный прием граждан является неотъемлемой функцией правозащитной деятельности органов прокуратуры.
В период распространения коронавирусной инфекции COVID-19 сотрудники органов прокуратуры продолжают вести прием граждан в помещениях органов прокуратуры и с выездом в населенные пункты, организации, с соблюдением санитарно-эпидемиологических рекомендаций. С целью минимизации социальных контактов гражданам использовать электронные способы подачи письменных обращений, такие как сайт прокуратуры, Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Из анализа поступающих обращений установлено, что многие граждане, изучив Закон о прокуратуре (предметом надзора прокуроров является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации), считают, что обращение по любым вопросам должно быть рассмотрено только прокурором. Вместе с тем, это не соответствует установленному порядку.
В Российской Федерации существует система контрольно-надзорных органов с четко законодательно закрепленными полномочиями, имеющих в своем составе специалистов (экспертов), компетентных высказываться по узкоспециальным вопросам.
Кроме того, Закон о прокуратуре говорит, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций (п. 2 ст. 21 и п. 2 ст. 26 Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации").
Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа, в который оно поступило, направляется в течение семи дней в соответствующий орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в нем вопросов, с уведомлением гражданина о переадресации его обращения.
Органами прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством (пункты 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре в Российской Федерации").
По результатам предварительного рассмотрения обращения гражданина принимается одно из решений, перечисленных в пункте 3.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утв. приказом Генерального Прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 (далее – Инструкция) - о принятии к разрешению или направлении в другие органы.
Статья 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан предусматривает, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Пункт 5.1. Инструкции добавляет, что не требующие дополнительного изучения и проверки обращения разрешаются в течение 15 дней.
С учетом требований федерального законодательства, организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации прокурор обязан рассмотреть и проверить заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъяснить пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принять меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. Кроме того, если нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, то прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом; в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях; в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
При осуществлении возложенных на него функций прокурор использует полномочия, предусмотренные статьей 22 и другими статьями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». В частности, согласно этим полномочиям прокурор вправе: требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.
При удовлетворении обращения гражданина в ответе должно быть указано, какие меры прокурорского реагирования приняты по его просьбам, а впоследствии должно быть сообщено о результатах их рассмотрения. Если решение вопросов, по которым обратился гражданин, не входит в компетенцию прокурора, обратившемуся должен быть разъяснен порядок защиты его прав и свобод.
Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.
-
16:59, 14 февраля 2022 г.
3988